Все мы хотели бы жить в безопасном государстве, где нет преступности. Но нужно признать реальность: мир сильно изменился, все чаще мы сталкиваемся с терактами, нападениями школьников. Поэтому и подход к обеспечению безопасности совершенно изменился. Понятно, что никому не нравятся заборы и ограждения, проверки, а многие родители, школьники, студенты скептически относятся к установке металлодетекторов на входах в учебные заведения. Но это уже необходимость, и нужно привыкать к новым реалиям жизни.
Хоть арочные металлодетекторы используются в школах, колледжах, университетах и прочих учебных заведениях уже давно, но все равно еще многие считают, что они опасны, не обеспечивают должный уровень безопасности, а, наоборот, создают очереди, мешают учебному процессу. Разберемся более подробно с этими вопросами.
Как проходит организация системы безопасности в учебных заведениях?
Государство выделяет средства на закупку металлодетекторов и прочего необходимого оборудования с целью организации высокой безопасности в школах и прочих образовательных учреждениях.
Для обеспечения целевого расходования средств, соблюдения установленных требований важно учитывать множество федеральных законов:
- 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он регулирует вопросы обеспечения материально-технического оснащения образовательных учреждений, включая закупку оборудования для организации высокого уровня безопасности.
- 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Он устанавливает четкие принципы и меры противодействия террористическим актам, в том числе и в образовательных учреждениях.
- 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Этот закон регулирует требования и меры уменьшения возможности криминальных проявлений в зданиях образовательных учреждений.
На региональном уровне могут быть приняты дополнительные нормативные акты, регулирующие вопросы финансирования и закупки аппаратуры для обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
Также законы, законодательные требования регулируют, каким техническим характеристикам должны отвечать металлодетекторы и прочее оборудование. Для установки допустимы только те приборы, которые прошли ряд испытаний, соответствуют высоким стандартам качества и безопасности.
При создании пропускного режима в школах нужно учитывать и стандарт РФ ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций».
Рассмотрим основные пункты:
- Во всех образовательных учреждениях нужно организовать охранные мероприятия с учетом степени угрозы совершения терактов и вероятных последствий.
- Для обеспечения пропускного режима необходимо подготовить список документации. Это правила внутреннего распорядка, расписание уроков (кружков и секций), график дежурств администраторов, список должностных лиц, имеющие право допускать посетителей, автотранспорт, перечень служебных помещений, которые подлежат опечатыванию и сдачи под охрану, с указанием ответственных лиц, имеющих право их вскрывать. Также необходимо подготовить инструкцию по пожарной безопасности, порядке конкретных действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, сдаче материальных ценностей под охрану, графике уборки охраняемых помещений.
Это поможет минимизировать опасные ситуации, контролировать доступ в общеобразовательные здания.
Проход большого количества людей в короткий промежуток — посильная задача
Многие задаются вопросом, как же металлодетектор обеспечит качественную проверку огромного потока учащихся в момент прихода в школу. Но в метрополитене в час пик проходит еще большее количество человек, при этом обеспечивается высокий уровень безопасности.
Это достигается за счет следующих действий:
- Установка не одного, а нескольких металлодетекторов. Это позволяет ускорить процесс проверки и распределить поток людей, тем самым исключить время ожидания.
- Использование арочных металлодетекторов. Именно они обеспечивают удобный и безопасный проход для всех категорий граждан, предназначены для работы в условиях высокой проходимости.
- Интеграция с системами видеонаблюдения. Это позволяет фиксировать лица и личные вещи проходящих людей, проводить идентификацию подозрительных личностей, фиксировать правонарушения.
- Обеспечение бесперебойной работы. Важно, чтобы оборудование было оснащено резервным источником питания для организации бесперебойной эксплуатации даже в случае отключения электроэнергии.
- Обучение персонала. Обученные специалисты смогут быстро реагировать на сигналы металлодетектора, с точностью определять местоположение обнаруженного предмета, знать, как правильно использовать оборудование, чтобы исключить ложные срабатывания и ускорить процесс проверки. Также персонал должен быть обучен методике досмотра, включая последовательность действий, правил обращения при проверке и быстро определять, действительно ли выявленный предмет представляет угрозу безопасности.
Если соблюдать все эти рекомендации, тогда проверка школьников, учителей не займет много времени и не создаст каких-либо неудобств.
Грамотная настройка исключит ложные тревоги на личные предметы
Многие ошибочно считают, что металлодетектор реагирует на ключи, часы, монеты и прочие металлические личные предметы, поэтому совершенно бесполезный. Но для исключения ложных срабатываний предусмотрено несколько программ детектирования, ручная настройка чувствительности оборудования.
Помимо выбора подходящей программы, можно дополнительно настроить режим чувствительности. Для этого составляется список безопасных предметов, которые не должны создавать сигнал тревоги. Это могут быть ключи, очки, часы и прочие объекты. После этого начинается проход через металлодетектор с набором безопасных предметов для каждой из выбранных программ.
Используя тест-объекты, можно настроить минимальный тестовый порог для реагирования оборудования только на те предметы, которые превышают это значение. Грамотная настройка специалистами поможет сделать так, чтобы металлодетектор реагировал только на опасные предметы. Это поможет повысить общий уровень безопасности, исключить частые тревоги.
Кроме того, на проходной организовывается специальная зона для сдачи личных вещей, где школьники могут оставить ключи, монеты и прочие металлические предметы, чтобы избежать ложных срабатываний.
Ответственность школьников и родителей — залог безопасности
Вместо критики родители должны осознавать, что металлодетекторы, в первую очередь, предназначены для обеспечения безопасности их детей и защиты от возможных нападений, терактов. Поэтому они должны объяснить детям, почему в школе используется это оборудование, как правильно проходить через рамку, прикладывать карту. Это поможет избежать недоразумений и ложных срабатываний, ускорить проверку.
Немаловажно участвовать в родительских собраниях, где обсуждаются вопросы безопасности и установки металлодетекторов, чтобы быть в курсе всех новых требований и изменений. Кроме того, стоит следить за выполнением школы необходимых требований по безопасности. Родители могут предоставлять администрации обратную связь. Это поможет повысить общий уровень безопасности в школе, создать комфортную среду для всех участников образовательного процесса.
Какую ответственность несет школа?
Директор школы — это многофункциональная фигура, в обязанности которой входит масса задач, в том числе и организация системы безопасности. Также в образовательных учреждениях есть заместитель по хозяйственной части, который ответственен за закупку оборудования, проведение инструктажа и прочие важные мероприятия.
Конечно же, администрация школы заинтересована в обеспечении высокого уровня безопасности, который должен отвечать установленным законодательным требованиям. Поэтому предпринимает ряд мер для организации качественного прохода через металлодетекторы.
Основные задачи администрации школы:
- Наличие охранников, которые должны пройти специальное обучение по применению металлодетекторов и действиям в случае срабатывания сигнала тревоги. Именно они контролируют проход, следят за соблюдением правил, оперативно реагируют на возможные инциденты.
- Закупка качественного оборудования в необходимом количестве, его настройка. Для этого проводится анализ текущих потребностей и требований безопасности с учетом количества входов и интенсивности потока людей, возможных угроз. На основании этой информации подбираются модели металлодетекторов с требуемыми эксплуатационными характеристиками, которые будут соответствовать специфике учреждения. После этого администрация заключает контракт с производителем или поставщиком оборудования, где четко оговариваются условия доставки, гарантии, сервисное обслуживание, обучение персонала. Специалисты компании-поставщика проведут установку, качественную индивидуальную настройку, чтобы обеспечить высокий уровень безопасности.
- Проведение инструктажа для обучающихся, педагогов и персонала. Инструктаж занимает не более 15 минут для большой группы людей, где объясняется, как проходить через рамку, прикладывать карту. Такие несложные действия по силам любому школьнику, студенту. Также на инструктаже объясняется важность соблюдения этих правил. Регулярные тренировки помогают обеспечить правильное поведение в случае срабатывания сигнала тревоги.
В каждой отдельной школе могут дополнительно разрабатываться меры для обеспечения более быстрой и качественной проверки с помощью металлодетекторов. Например, можно оптимизировать расписание занятий, что позволит разгрузить проход в час пик. Также поможет организация зоны для сдачи личных вещей, установка дополнительных входов для уменьшения потока людей через основные двери. Немаловажно проводить постоянный анализ данных о работе оборудования для выявления проблемных зон, улучшения настроек.
Основные задачи производителей металлодетекторов
Производители металлодетекторов несут ответственность за поставленное оборудование в школу и прочие учебные заведения.
Эта ответственность включает в себя:
- Гарантийное обслуживание. Компания-производитель предоставляет гарантии на свои металлодетекторы, что включает в себя ремонт и замену оборудования в случае обнаружения дефектов в течение гарантийного срока.
- Регулярное техническое обслуживание и ремонт. Важно поддерживать работоспособность оборудования, проводить регулярное очищение, осмотр, при необходимости замену изношенных или поврежденных компонентов для предотвращения поломок.
- Обучение персонала. Проведение инструктажа и тренингов для сотрудников школы специалистами поможет обеспечить правильное использование и обслуживание металлодетекторов, своевременно выявлять и устранять все поломки, обеспечивать высокий уровень безопасности.
- Заключение о работоспособности. После проведения технического обслуживания производители предоставляют акт выполненных работ и оказанных услуг. Он подтверждает, что оборудование соответствует всем необходимым стандартам и требованиям безопасности, находится в исправном рабочем состоянии. Акт важно предоставить в случае проверки учебного заведения.
Кроме того, производители могут оказывать поддержку в обновлении программного обеспечения, что поможет поддерживать высокую работоспособность оборудования.
Металлодетекторы безопасные в применении
Металлодетектор — это безопасное в применении оборудование, которое проходит многочисленные опыты и исследования, поэтому подходит для размещения в школах, университетах и прочих образовательных учреждениях.
Основные аспекты безопасности:
- Электромагнитное поле. Многочисленные исследования доказали, что уровень электромагнитного поля настолько мал, что его можно сравнить с работой бытовых электроприборов, например, телевизоров или утюгов. Это делает металлодетектор безопасным для здоровья человека. Требования по безопасности электромагнитного поля оборудования по отношению к организму человека определяются санитарными нормами и стандартами (СанПиН 1.2.3685-21). Для подтверждения безопасности проводятся замеры уровней напряженности поля измерительными приборами в определенных частотных диапазонах, после чего сравниваются полученные данные с допустимыми нормами. Если оборудование не соответствует требуемым характеристикам, то оно не может быть допущено в работу.
- Наличие разрешительных документов, сертификатов соответствия. Все металлодетекторы имеют разрешительные документы, включая сертификаты соответствия требованиям безопасности. Это подтверждает, что они прошли необходимые испытания, проверки, отвечают установленным стандартам.
- Регулярные проверки и мониторинг. Устройства должны проходить регулярные проверки, чтобы гарантировать их соответствие установленным требованиям безопасности, включая проверку электромагнитного поля и прочих параметров.
Металлодетекторы абсолютно безопасны для установки в школах и ежедневной проверки учащихся, работают на основе магнитных полей, а не опасного ионизирующего излучения. Все оборудование проходит обязательную сертификацию, а при его установке также учитываются требования пожарной безопасности.
Осмотр проводится в соответствии с законодательством и конституционными правами
Конституция РФ гарантирует права и свободу граждан, включая право на личную неприкосновенность. Поэтому досмотр должен проходить таким образом, чтобы обеспечить уважение к личности каждого ученика.
Чтобы гарантировать безопасность, а также соблюдение всех требований, норм, необходимо обеспечить:
- Законность установки рамки. Металлодетектор должен быть установлен в соответствии с нормами законодательства, соблюдением всех необходимых процедур и нормативов.
- Процедура досмотра. Проверка должна проходить в соответствии с установленными законодательством правилами, не нарушать права человека.
- Прозрачность и открытость. Родители и ученики должны быть информированы о процедуре досмотра, иметь возможность задавать вопросы и получить разъяснения.
Школа обязана соблюдать требования антитеррористической защищенности. Поэтому меры безопасности, в том числе и проверка с помощью металлодетекторов, устанавливаются в локальных актах образовательного учреждения и являются обязательными для всех обучающихся. Исключение составляют люди, которые не могут проходить через рамку по медицинским показателям (наличие справки об установленном кардиостимуляторе).
Охранник не имеет права проводить личный досмотр, а именно осматривать карман или одежду. Это работа сотрудников полиции. Но он может осуществлять проверку с помощью металлодетектора. Все крупногабаритные предметы, ящики, коробки могут проноситься в здание только после выполненного осмотра, чтобы исключить пронос запрещенных предметов. При этом владелец имущества должен добровольно показать охраннику содержимое или может отказаться от этой процедуры. Если у сотрудника охраны возникнут подозрения в попытке проноса или выноса запрещенных опасных предметов, но школьник отказался от проведения осмотра, тогда он вызовет дежурного администратора или сотрудника полиции.
Итог
Пронос неметаллических опасных предметов через рамку металлодетектора возможен, и полностью исключить все варианты не получится. Однако наличие работоспособной системы охраны во многом снизит вероятность возникновения таких опасных ситуаций.
Важно, чтобы не только сотрудники школы, но и родители ответственно относились к вопросу безопасности, были информированы о процедуре осмотра, требовали соблюдения всех необходимых норм и правил. Средства для обеспечения безопасности выделяются всем учебным учреждениям, и родители должны активно участвовать в этом процессе.
Необходимо также обучать своих детей, как правильно вести себя в общественных местах, объяснять, что не нужно мешать проходу других людей, соблюдать правила безопасности. В целом, родителям важно быть внимательнее к своим детям, активно участвовать в их воспитании и обучении.